27.07.2017
ПО ПРИНЦИПАМ ДОМАШНЕГО HIGH END
Недавно мне довелось иметь дело с несколькими интересными и очень сильными SQ-системами, в которых аналоговый предварительный усилитель оказался предпочтительнее цифрового процессора. Вариантов таких девайсов немного, и среди прочих промелькнул E.O.S. Amadeus 21. Как оказалось, компания PIT продаёт его и сегодня, так что было решено его протестировать и написать развёрнутый отчёт.

ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?

Предварительный усилитель – обычный компонент домашних стереосистем. Он включается между источниками (CD-проигрыватель, виниловая "вертушка", сетевой плеер и т. д.) и оконечным усилителем. Главная его функция – коммутация и централизованная регулировка громкости. В автомобиле предусилитель – штука редкая, но порой может оказаться очень кстати. 

В век цифровых процессоров остаётся немало приверженцев классических систем pure passive. И это чаще всего совсем не дешёвые системы, а как раз наоборот. В большинстве своём владельцы таких систем имеют дома хороший High End комплект (зачастую с семи- и восьмизначными ценниками) и часто предпочитают иметь автомобильную аудиосистему, построенную по тем же канонам. А уж если в ней несколько источников, то предварительный усилитель – самое логичное решение. 

Другое, более прозаичное применение предварительного усилителя – системы на Car PC. Программная регулировка громкости обычно "съедает" динамический диапазон и не подходит для систем, ориентированных на действительно высокое качество звука. Некоторые в таких случаях используют, например, регулятор Никитина, но это штука тоже далеко не безгрешная. И снова как вариант – предварительный усилитель, включенный между ЦАП и усилителем. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


КАК ЭТО РАБОТАЕТ?



Вся прелесть E.O.S. Amadeus 21 – не только в коммутации и согласовании источников. В нём используется ламповый каскад. Здесь это не просто дань "винтажной моде", а вполне реально работающий элемент, на измерениях сами увидите. Для тех, кто когда-либо имел дело с ламповой техникой, думаю, объяснений не требуется, а вот для начинающих постараюсь коротко пояснить "на пальцах" (кое-что по этой теме, кстати, я писал ещё в "Записках аудиофила"). 

В любом звуковом тракте присутствуют хоть небольшие, но искажения. Они бывают разными, но в данном случае нас интересуют гармонические. Их суть в том, что на выходе в дополнение к самому сигналу появляются гармоники – составляющие с кратными частотами. Различают четные гармоники – частота больше основного тона в четное число раз, и нечетные – соответственно, больше в нечетное число раз. 

Наш слух – штука слишком сложная и до конца не изученная. Но существует подтверждённый факт – если преобладают чётные гармоники, то мы воспринимаем звучание намного естественнее. Вплоть до того, что мозг легче формирует звуковые образы на звуковой сцене, они становятся более чёткими и сфокусированными. Преобладание же нечётных гармоник (даже если их уровень всего тысячные доли процента) заставляет звучание терять свою "телесность" и "рассыпаться" на отдельные звуки, такое звучание воспринимается как более "жёсткое". 

Вся фишка лампы – как раз в спектре вносимых ей искажений. В них преобладают чётные составляющие. Поэтому в SQ-системах высокого класса многие используют ламповые предусилители, чтобы намеренно "обогатить" сигнал чётными гармониками, которые заглушают "жёсткие" нечётные гармоники. Это позволяет получить более естественное и "телесное" звучание, с лампой при прочих равных обычно легче "собрать" звуковую сцену. 

КОНСТРУКЦИЯ


E.O.S. Amadeus 21 поставляется в деревянном кейсе, что вообще характерно для верхних линеек этого бренда. Сам предусилитель выполнен очень добротно, в руках держать приятно. Да и на компонентах тут явно не экономили – начиная от разъёмов и регуляторов и заканчивая компонентами на плате. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


Корпус имеет стандартные габариты 1DIN, так что при желании его можно установить его хоть скрытно, хоть в панель. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


У предусилителя два стереовхода, обозначенных как CD и AV, что, кстати, снова отсылает к домашним системам. Каждый вход – со своей регулировкой уровня, выведенной на переднюю панель. Здесь же – кнопка выбора входов. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


Выходов у предусилителя три. Два из них – с фильтром верхних частот. Третий – универсальный, может работать в полную полосу или в нём можно включить фильтр нижних частот. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


Фильтры регулируемые, все "крутилки" находятся на передней стороне корпуса под съёмной панелью. Здесь применены инкрементальные потенциометры, т. е. они вращаются с очень мягкими фиксируемыми щелчками. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


Вполне, кстати, разумная компоновка – вроде бы всё скрыто, но при необходимости всё под рукой. Единственное, что показалось странным – возможность оперативного "обхода" ФНЧ, можно было бы обойтись обычным переключателем и тоже "спрятать" его под панель. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


Включается Amadeus 21, как и полагается ламповому устройству, с небольшой задержкой в пару десятков секунд. О режиме прогрева лампы сигнализирует небольшой красный светодиод на плате, который видно через круглое окно в панели. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


После прогрева и переключения предусилителя в обычный режим красный светодиод гаснет. Само окошко ненавязчиво подсвечивается синими светодиодами. На звук вся эта красота не влияет, но эстетика – тоже далеко не последнее дело, и здесь этот небольшой визуальный штрих оказался, на мой взгляд, уместным. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


Внутри Amadeus 21 собран в два "этажа". 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


На верхней плате разместился блок питания и часть фильтров. В питании, кстати, используются довольно редкие электролиты George Acoustic Ultimate II с низким ESR. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


Примечательно, что буферные конденсаторы питания не слеплены в кучу, а "раскиданы" по обеим платам и стоят как можно ближе к наиболее критичным элементам. Это важный момент, поскольку можно выбрать сколь угодно "быстрые" операционники, но если их не обеспечить достаточным и столь же "быстрым" питанием, то толку от них будет ровно ноль. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


Основная часть операционных усилителей в фильтрах – AD712. Замечены два более простых TL072, но они стоят в не очень критичных частях схемы. А вообще, сейчас в компании PIT можно заказать варианты предусилителя с LME49720 или LME49860. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


В ламповом каскаде используются пентоды Philips Miniwatt 5654. Это, наверное, самые аутентичные лампы из всех возможных, поскольку Philips в своё время делал лампы для многих аудиофильских брендов (скажем, Amperex или Mullard, который долгое время вообще был подразделением Philips). А уж когда под собственным именем, да ещё и с пометкой Special Quality, у многих "ламповых маньяков" это вообще вызывает чуть ли не дрожь в коленках. В общем, по этой части всё на высшем уровне. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21


ИЗМЕРЕНИЯ

Здесь меня интересовали два момента – спектр гармоник и работа фильтров. Но перед этим нужно определиться с тем, какой коэффициент передачи у предусилителя. Выяснилось, что в максимальном положении ручки громкости (Volume) и среднем положении регулятора чувствительности канала (Gain) коэффициент передачи – ровно единица. Можно смело брать за точку отсчёта при настройке. 

Спектры

Спектрограммы снял в положении регулятора громкости немногим больше середины. Если точнее – 25 щелчков из 40. На вход подавался сигнал с уровнем 0 дБu (среднеквадратическое значение напряжения – 0,775 Вольт). Во всех каналах спектры идентичны, так что спектрограммы приведу лишь для одной пары каналов. 

В таком положении на спектрах присутствует лишь вторая гармоника. При увеличении уровня слегка начинает виднеться третья гармоника. Но даже при максимальной громкости её уровень не превышает 90 дБ, фактически, это ничто. Уровень шумов, кстати, у Amadeus 21 крайне низкий – на грани чувствительности измерительного комплекса. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц


Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 80 Гц + 90 Гц


Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц


Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц


ФИЛЬТРЫ


АЧХ фильтров снял не только в крайних положениях регуляторов частоты, но и дополнительно в среднем положении – для оценки линейности регулировки. Должен сказать, фильтры здесь образцовые. Крутизна и добротность не плавают при смене частоты, линейность – идеальная. 

В каналах, обозначенных как Front и Rear фильтры верхних частот включены постоянно. Впрочем, в минимальном положении частота настройки составляет всего 20 Гц (как по заявке, так и фактически). Фильтры в этих каналах абсолютно идентичны. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21
АЧХ в каналах Front и Rear при разных положениях регулятора частоты ФВЧ


Третья пара каналов может работать как широкополосная или с включенным ФНЧ. Важная особенность – при включении фильтра каналы переводятся в режим моно. И это правильно, уж если подходить к построению системы бескомпромиссно, то стереоканалы должны суммироваться именно до подачи на сабвуферный усилитель. 

Тест автомобильного лампового предварительного усилителя E.O.S. Amadeus 21
АЧХ в третьей паре каналов при разных положениях регулятора частоты ФНЧ


ЗВУЧАНИЕ

Тракт для тестирования составил следующим образом 

  • Источник – ЦАП на топовом Asahi Kasei AK4490 + MUSES 8820
  • Регулировка громкости – ALPS RK27
  • Межблочные кабели – The Chord Indigo Plus
  • Усилитель – E.O.S. Classic 100 (модернизированный В. Л. Резниковым)
  • Акустические кабели – E.O.S. TA-14 (задействованы две жилы из четырёх)
  • Акустика – PSB Synchrony One B на самодельных гранитных подставках


Звучание самой системы мне хорошо известно, тем не менее, предварительно послушал несколько треков, которые использую чаще остальных. Просто чтобы "зафиксировать" точку отсчёта. 

Предварительный усилитель был подключен к питанию постоянно, его включение в систему производил просто межблочными кабелями, так что занимало это какие-то секунды. Регуляторы на Amadeus 21 выставлены для получения единичного коэффициента усиления, чтобы не получилось разницы в громкости. 

Впечатления

Когда тестирую усилители, обычно первым делом включаю треки с большим симфоническим оркестром. По тому, насколько масштабно и глубоко рисуется сцена, обычно сразу становится понятен потенциал системы. Плюс ко всему такие записи обычно богаты тонкими нюансами, которые "дорисовывают" соответствующую атмосферу. 

Amadeus 21 однозначно изменил звуковую подачу. Но как именно – определить и описать с первого момента как-то не получилось. Звучание стало "мягче", некоторые детали "ушли вглубь" звуковой сцены. Но при этом сам масштаб и глубина сцены сохранились. Сложилось первое впечатление небольшого снижения разрешения, но на знакомых треках все нюансы по-прежнему присутствовали, просто на них не так акцентировалось внимание. 

В вокале изменения не очень разительные, но они есть. На многих треках голос, особенно женский, оказывается записанным с акцентированными сибилянтами (те самые "цыкающе" и "сыкающие" звуки). С включением в тракт Amadeus 21 такие записи звучали теплее, и даже слегка выделенные сибилянты тембрально воспринимались более естественно. 

В целом высокочастотный диапазон стал чуть "поспокойнее" и как-то деликатнее что ли. Всякого рода щёточки-колокольчики-бубенчики слегка отступили на дальние планы, хотя по своей структуре вроде бы даже стали восприниматься правильнее. 

ВЫВОДЫ

На мой взгляд, Amadeus 21 заметнее всего покажет себя в системах с жёстким агрессивным звучанием. "Колючий" спектр гармоник некоторых усилителей частенько создаёт иллюзию высокой "скорострельности", но довольно быстро утомляет слух. Тот самый эффект, когда вроде бы всё играет, но звучание "рассыпается", невольно начинаешь слушать звуки, а не музыку. Лампа в данном случае как раз изменит ситуацию в лучшую сторону – соберёт всё в цельную музыкальную картину и сделает звучание более естественным для слухового восприятия. 

При этом нужно помнить, что изначально дохлые системы Amadeus не исправит (как колесо от Ferrari не заставит "Оку" ехать быстрее), но им действительно можно корректировать характер звучания в системах высокого класса. Ориентир – "живая" качественно записанная музыка и предпочтение "тёплого аналогового" (в хорошем смысле) характера звучания. 
Рассказать друзьям: