20.12.2017
ОПУСЫ НОМЕР ДЕСЯТЬ И ДВЕНАДЦАТЬ
Если автомобильный сабвуфер в вашем понимании – это исключительно "негры", флекс и оторванные от вибрации зеркала, то листайте дальше, эти динамики будут вам неинтересны. Если же сабвуфер для вас – это часть нормальной аудиосистемы, и от него требуется не дудеть на одной ноте, а играть музыку, то эти Challenger могут оказаться очень даже кстати. Тем более, что стоят они ну очень недорого.



Кто следит за тестами CARMUS, наверняка заметил, что буквально этим летом в лаборатории уже побывали аналогичные сабвуферы. Только те имели модельные индексы SD-250FA и SD-300FA, что намекало на возможность их установки в оформлении free-air. На поверку же они и в корпусах чувствовали себя хорошо. 

Сегодняшние SD-250BX и SD-300BX изначально ориентированы на установку в корпуса, и буквы BX означают не что иное, как box. Попробуем выяснить, что они собой представляют и что умеют. 

КОНСТРУКЦИЯ

Внешне 10- и 12-дюймовая модели выполнены в едином ключе и почти неотличимы от своих братьев с индексом FA. 

Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX
Challenger Opus SD-250BX (10 дюймов)


Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX
Challenger Opus SD-300BX (12 дюймов)


Диффузор и центральный колпачок точно так же выполнены из прессованного целлюлозного композита и покрыты с лицевой части полимерным защитным составом. Верхний подвес дополнительно прошит нитками двойной строчкой. Оно так и надёжней, и внешний вид освежает. 

Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX


С тыльной стороны – более привычная фактура, характерная для диффузоров из прессованной целлюлозы. 

Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX


Корзины стальные, штампованные, с порошковым антирезонансным покрытием. Магнитные системы у 10-дюймового и 12-дюймового динамиков, как и полагается, различаются. Некоторые производители частенько используют один "мотор" на разные калибры, но это обычно приводит к тому, что сабвуферы в одной серии получаются с совершенно разным характером. Здесь в этом смысле всё как надо, на измерениях и расчётах сами увидите. 

Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX
Challenger Opus SD-250BX (10 дюймов)


Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX
Challenger Opus SD-300BX (12 дюймов)


К слову, в отличие от тех же SD-250FA и SD-300FA, сегодняшние испытуемые не имеют резиновых кожухов на магнитах, а клеммные терминалы у них попроще. Как по мне, это логично – защита в виде кожуха в корпусе не особо и нужна. Да и обычные "лопаточки" в таком применении выглядят вполне уместно, хотя, признаюсь, я и не особо люблю такое соединение. 

Центрирующие шайбы относительно крупные, но здесь это нужно не столько для большого хода, сколько для лучшей линейности. Подводящие проводники выполнены в виде традиционных круглых косичек, только для надёжности они здесь частично прошиты через центрирующие шайбы. 

Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX
Challenger Opus SD-250BX (10 дюймов)


Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX
Challenger Opus SD-300BX (12 дюймов)


Звуковые катушки у SD-250BX и SD-300BX имеют диаметр 2,5 дюйма. Кстати, тоже можно записать в плюсы, обычно у бюджетных сабвуферов делают в лучшем случае 2-дюймовые катушки, чтобы можно было обойтись магнитом подешевле. 

Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX
Challenger Opus SD-250BX (10 дюймов)


Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX
Challenger Opus SD-300BX (12 дюймов)


И обратите внимание, соотношения высот намотки катушек к толщинам верхних шайб магнитопроводов здесь небольшие. Это даёт основание полагать, что динамики будут относительно хорошо контролироваться усилителем, ведь процент "нерабочих" витков катушки вне магнитного зазора так получается тоже меньше. 

Правда, при этом и ход диффузора получается далеко не гигантским, но для бюджетного саба пара сантиметров почти без потери линейности – это в любом случае очень прилично. Механический ход, разумеется, больше. 

ИЗМЕРЕНИЯ

Как это часто водится, для серии Challenger Opus параметры в описании базируются на измерениях опытных образцов. Но такие образцы делаются вручную, а сейчас ко мне на тестирование попали уже серийные динамики. Так что в каком-то смысле этот тест можно считать ещё и одновременным "контролем качества производства". 

Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX
Зависимость импеданса от частоты Challenger Opus SD-250BX


Фактические / заявленные параметры Challenger Opus SD-250BX (10 дюймов): 
  • Fs (собственная резонансная частота) – 33 Гц / 33 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 25 л / 27 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,12 / 4,45
  • Qes (электрическая добротность) – 0,56 / 0,52
  • Qts (полная добротность) – 0,50 / 0,47
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 130 г / 120 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,1 Тл м / 12,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 / 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,1 / 84,6 дБ


Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX
Зависимость импеданса от частоты Challenger Opus SD-300BX


Фактические / заявленные параметры Challenger Opus SD-300BX (12 дюймов): 
  • Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 31 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 44 л / 52 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,74 / 4,95
  • Qes (электрическая добротность) – 0,54 / 0,51
  • Qts (полная добротность) – 0,49 / 0,47
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 174 г / 164 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,7 Тл м / 14,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,9 / 87,1 дБ


Тут отмечу два важных момента. Во-первых, разница между фактическими и заявленными параметрами оказалась совсем небольшой. Всё в пределах естественного разброса и метрологических допусков. Ну и лёгкой "недоразмятости" подопытных образцов. Значит, можно смело рассчитывать оформление по параметрам в описании. 

Во-вторых, различия с протестированными ранее версиями SD-250FA и SD-300FA тоже оказались небольшими. Этому я совсем не удивился, а даже в какой-то мере был рад – есть все шансы получить отличный вкусный бас. 

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Поскольку параметры SD-250BX и SD-300BX близки к параметрам своих "близнецов" с индексами FA, оптимальные корпуса для них тоже оказались почти такими же, какие были рассчитаны в прошлый раз. 

Challenger Opus SD-250BX (10 дюймов)

"Десяточка" прекрасно работает в очень компактном ЗЯ. Поэтому когда поджимает место, можно спокойно делать корпус объёмом от 15 литров, бас при этом получится достаточно точным и плотным. 

Когда нужно получить максимум отдачи, не потеряв при этом "музыкальных" способностей сабвуфера, делайте фазоинверторный корпус объёмом 25 литров с портом на 40 Гц – это труба диаметром 8 cм и длиной примерно 32 cм. 

Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX
Расчётные АЧХ в салоне автомобиля для Challenger Opus SD-250BX


  • Синяя – ЗЯ 17 литров, частичное наполнение, Qtc=0,70
  • Красная – ФИ 25 литров, порт 40 Гц (труба 8 см, длина 32 см)


Challenger Opus SD-300BX (12 дюймов)

Для этого динамика подойдёт практически любой готовый универсальный корпус, такие чаще всего имеют объём 30-35 литров, а это оптимальные объёмы ЗЯ для SD-300BX. 

Фазоинверторное оформление тоже получается невелиих размеров, но при этом позволяет серьёзно повысить отдачу. И тут всё будет зависеть от ваших намерений. Вариант 45-литрового корпуса с портом на 37 Гц – самый универсальный. 

Если же универсальность не нужна, зато нужно спустить весь пар на "рэпчик", делайте корпус покрупнее, а порт настраивайте пониже. Получится вариант как раз для любителей "негров" и "массажа простаты" с пиком отдачи в области 30-40 Гц. 

Тест сабвуферных динамиков Challenger серии Opus: SD-250BX, SD-300BX
Расчётные АЧХ в салоне автомобиля для Challenger Opus SD-300BX


  • Синяя – ЗЯ 30 литров, Qtc=0,77
  • Красная – ФИ 45 литров, порт 37 Гц (труба 10 см, длина 27 см)
  • Фиолетовая – ФИ 50 литров, порт 33 Гц (труба 10 см, длина 32 см)


ВЫВОДЫ

Если коротко, то при всей внешней простоте и незатейливости, эти сабвуферные динамики оказались очень хороши по своей сути. Настолько, что их не стыдно ставить не только в бюджетные системы, но и в более серьёзные инсталляции. 

При этом ценителям SQ я бы советовал особо обратить внимание на 10-дюймовую модель Challenger Opus SD-250BX. Сабвуфер на парочке таких динамиков в ЗЯ будет компактным, но при этом с отличной отдачей, хорошим запасом неискажённой громкости и одновременно плотным и разборчивым басом. 

12-дюймовый Challenger Opus SD-300BX в этом смысле немного попроще, но это хороший вариант, когда нужно получить жанрово-универсальную систему с минимальными усилиями и материальными затратами. 

И оба динамика, на удивление, очень неплохо показывают себя в фазоинверторных корпусах. Обладая гораздо более высокой отдачей, они остаются "музыкальными" и при правильной настройке позволяют получить звучание без "отслоения" от музыки отдельных басовых нот. 
Рассказать друзьям: