10.11.2016
ОБМАНЧИВАЯ ПРОСТОТА
Один из самых частых вопросов – какие выбрать акустические системы, чтобы хорошо звучали, но при этом не стоили бы как каменный мост? На этот раз у меня на изучении побывала акустика (а вернее, целая серия), которая вполне может стать одним из претендентов. Как всегда, постарался выяснить её особенности и что от неё можно ожидать.

КТО ТАКИЕ?


Сама серия Motive далеко не нова. Но, как часто бывает, за время своего существования претерпела несколько модернизаций и даже успела сменить бренд. Кто не в курсе, в арсенале компании PIT есть два основных автозвуковых бренда – Challenger (помладше) и E.O.S. (постарше). Серия Motive долгое время была старшей среди акустики Challenger, но после очередной модернизации было решено повысить её "в звании". Так Challenger Motive стал E.O.S. Motive. Была старшая из младших, стала младшая из старших. 

00.jpg


НЕПРОСТЫЕ КОАКСИАЛЫ



Коаксиалы в автомобиле никогда не причисляли к аудиофильскому уровню, поэтому подробное их тестирование обычно мало кому интересно. Но обойти стороной Motive II было бы неправильно. Здесь использованы некоторые конструктивные решения, которые, считаю, заслуживают особого внимания. 

E.O.S. MS-620
01.jpg


E.O.S. MS-692
02.jpg


В первую очередь интересно то, как сделаны твитеры. Они не торчат, как обычно, на "грибе" перед диффузором, а утоплены и стоят почти на самом керне магнитной системы. Похожие конструкции вовсю используются грандами домашнего High End (например, у KEF она носит название Uni-Q, а у TAD подобные коаксиальные конструкции называются CST). 




Если объяснить сильно упрощённо, то суть вот в чём. При таком расположении твитера излучение НЧ/СЧ диффузора и излучение твитера совпадают по фазе. Фактически, такая двухполосная система излучает почти как единое целое. Идеальный когерентный источник. 

Плюс к этому не забывайте, что в обычных конструкциях добавляются ещё и отражения от твитера, торчащего перед диффузором, отчего звучание краше тоже не становится. Здесь же они отсутствуют как класс. 

Второй момент, который нужно отметить – форма сетки, закрывающей твитер. В таком исполнении она играет роль фазовыравнивающего тела. Не совсем так, как обычная цельная "пуля", но всё же достаточно эффективно. А это, в свою очередь, влияет на звучание, когда динамик расположен под углом (а в машине по-другому всё равно никак). 

Одним словом, коаксиалы здесь очень непростые, созданы грамотно, а с учётом их цены, считаю, и вовсе чуть ли не уникальные. По крайней мере, столь же серьёзного подхода в этом порядке цен пока мне ни у одного производителя не встречалась. 

КОМПОНЕНТНАЯ АКУСТИКА


Основное внимание, конечно же, уделил компонентной акустике, к её изучению подошёл уже по полной программе. Вначале тоже немного о конструкции. 

E.O.S. MS-16.2
04.jpg


В нынешнем поколении серии используются диффузоры из прессованной целлюлозы. Неожиданно жёсткие и хорошо держат форму при надавливании. Это важный момент, лишние изгибные призвуки при работе динамика никому не нужны. А с внутренними призвуками у бумаги и так всё неплохо. Жёсткость подвеса задаётся в основном центрирующей шайбой. Верхний подвес, как и полагается, очень мягкий. Короче, всё как по учебнику. 

05.jpg


06.jpg


Для неискушённого взгляда динамики наверняка кажутся довольно простыми. Единственный элемент, который внешне говорит о том, что это не совсем так – нажимные пружинные клеммы. 

07.jpg


Твитеры здесь с шёлковыми куполами диаметром 25 мм. Опять же, внешне в их конструкции сложно найти что-то особо примечательное. Впрочем, делать выводы чисто по внешнему виду – последнее дело. Как оказалось при прослушивании, простота и здесь оказалась обманчивой. 

08.jpg


Кроссоверы перешли в нынешнее поколение Motive II из предыдущего Motive без внешних изменений. Сравнить их начинку напрямую, к сожалению, не было возможности, а найти на просторах интернета фотографий со снятой крышкой не удалось, так что представляю вам их "внутренний мир": 

09.jpg


Уровень твитера выбирается подключением к соответствующим клеммам. По сути, просто подключается резистор последовательно с твитером. Как это работает, будет видно на измерениях, а пока что перехожу к прослушиванию. 

ЗВУЧАНИЕ


Признаться, прямо "из коробки" звучание вообще не впечатлило. Но это нормально, любому динамику нужна "разминка", в ходе которой стабилизируются механические параметры подвесов. Как обычно, ставлю на прогрев, ухожу на несколько часов. Обычно использую для этого два диска – Burn In CD, который идёт в комплекте с усилителями E.O.S., и MDMS System Conditioning and Degaussing CD от Sheffield Lab. 

Первая мысль после прогрева – ух ты, акустику как будто подменили. Разница очень большая, появилась динамика, бас заметно собрался. Если честно, я ожидал разницу, но не был готов к такой большой. Не буду забегать вперёд, всё по порядку. 

Начал с положения уровня твитеров "0 дБ", их ориентации в сторону слушателей и разворота боксов с НЧ/СЧ динамиками почти друг на друга. Между боксами – звукопоглощающие маты. В общем, всё как обычно. 

СЧ и ВЧ

Первое, что обратило на себя внимание – открытое и очень ясное звучание на СЧ и ВЧ, акустика звучит легко и свободно, "дышит". В звуке нет никакой скованности. Наглядный пример – трек Dave Brubeck – Take Five. Казалось бы, несложная запись. тем не менее, при недостатке динамики сразу же появляется ощущение, будто на инструменты накидывают большую пыльную занавесу. Здесь же – никакой преграды перед музыкантами – вот они, буквально перед тобой. 

Тональный баланс очень комфортен, но на некоторых треках кажется, что уровень ВЧ слегка завышен. Это ни в коем случае не воспринимается как звонкость, сипилявость или выделение каких-то отдельных нот, а в какой-то степени как раз придаёт звучанию ту самую приятную открытость. Скажем, на том же треке Брубека тарелки норовили выйти на первый план, но по своей структуре воспринимались очень естественно – никакие они не пластиковые и не стеклянные, медь как она есть в лучшем музыкальном смысле этого слова. 

Или, к примеру, трек Archie Sheep – When Things Go Wrong (диск Triangle Electroacoustique). Да, порой было ощущение, что саксофон немного терял в насыщенности в нижней части своего диапазона, а корпус у рояля временами больше угадывался, чем его было слышно. Но при этом, что интересно, сами инструменты не становились легковесными, не теряли своих размеров и не упрощались. Музыкальные образы акустика рисует очень живо и достоверно. 

Корректировка звучания разворотом твитеров и выбором уровня

Подключение к клеммам "-2 дБ" вроде бы заставляло тарелки отходить на задний план, где им и полагается находиться, но делало звучание скучным. Мне этот вариант понравился меньше, уходила открытость и лёгкость, терялся тот самый увлекающий шарм. 

Вернул твитер в "0 дБ", начал пробовать разные углы его разворота. Выводы получились следующими. В прямой ориентации ВЧ хоть и не очень навязчивы, а тональный баланс комфортен, но всё же не слишком правилен. Лёгкий разворот динамиков идёт звучанию на пользу, тональный баланс выравнивается. 

Вариант "+2 дБ" есть смысл использовать, только если твитеры планируется устанавливать с большим разворотом, например, с направлением друг на друга. Хотя совсем отворачивать их на отражение от стекла (например, при установке в штатные места в панели с направлением вверх) я бы всё равно не стал. 

НЧ

В этом диапазоне разница между размятым и не размятым динамиком оказалась самой заметной. Первое впечатление "из коробки" – бас неожиданно глубокий, но его рельеф сглажен, он слишком мягкий. После разминки глубина, понятное дело, никуда не делась, но зато появилась артикуляция, бас заметно собрался. Например, контрабас заиграл не просто как "струны на грифе плюс какое-то низкочастотное бу-бу", но и стал ощущаться сам корпус, образ инструмента стал более цельным и реалистичным. 

Если быть честным, то небольшое ощущение "мягкости" баса при прослушивании порой всё же оставалось. С одной стороны, это могло бы дать повод для придирок любителям жёсткого панча. С другой стороны, с прогревом акустики эта особенность становилась менее заметной, так что утверждать о "мягкотелости" басового диапазона не стану. По-хорошему, акустику нужно бы поразминать не моей "короткой программой", а хотя бы в течение нескольких дней, у меня такой возможности не было. 

Впрочем, замечу, что с включением ФВЧ звучание в любом случае заметно "подтягивается", становится упруже, и таких поводов для придирок уже не даёт. Так что в итоге могу сделать вывод, что с НЧ диапазоном у Motive II всё в порядке. 

ИЗМЕРЕНИЯ


Добротность НЧ/СЧ динамиков оказалась относительно высокой. Полагаю, с более длительным прогревом она немного снизится, но ниже 0,7-0,75 вряд ли опустится. А если учесть, что резонансная частота тут тоже невысока, то вот вам и объяснение басовитости динамиков. 

Импедансные кривые отдельно НЧ/СЧ динамика и твитера
10.gif


Параметры ВЧ:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 1,8 кГц


Параметры НЧ/СЧ:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,01
  • Qes (электрическая добротность) – 0,85
  • Qts (полная добротность) – 0,87
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,5 дБ


При включении через кроссовер импедансные кривые выглядят следующим образом: 

Импедансные кривые E.O.S. MS-16.2 в сборе с кроссовером
11.gif



  • Зелёная кривая – импеданс при подключении твитера к клеммам "-2 дБ"
  • Фиолетовая кривая – импеданс при подключении твитера к клеммам "0 дБ"
  • Оранжевая кривая – импеданс при подключении твитера к клеммам "+2 дБ"


Измерения АЧХ

Сначала динамики как они есть, без включения через кроссовер. Информация будет полезна для тех, кто задумает использовать акустику в поканальном включении: 

АЧХ НЧ/СЧ динамика E.O.S. MS-16.2 отдельно
12.gif



  • Красная кривая – АЧХ по оси
  • Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
  • Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов


А вот и наглядно о басовитости. Смотрите какой получился подъём на НЧ. Дальше, вплоть до 2-3 кГц, всё ровно и красиво. Ну а выше, по идее, должен вступать в работу кроссовер. И вот что получается при включении динамика через него: 

АЧХ НЧ/СЧ динамика E.O.S. MS-16.2 при включении через кроссовер
13.gif



А вот так работает твитер. Сначала без фильтра: 

АЧХ твитера E.O.S. MS-16.2 отдельно
14.gif



Довольно ровно, и опять же подтверждение услышанному при оценке звучания – твитер лучше не разворачивать слишком сильно, под большими углами твитер теряет отдачу на самом верху своего диапазона. 

При снижении частоты, понятное дело, появляются волнения, но кроссовер их, как и полагается, усмиряет. Снял АЧХ твитера, включенного через кроссовер, при разных вариантах уровня твитера: 

АЧХ твитера E.O.S. MS-16.2 при включении через кроссовер
15.gif



ВЫВОДЫ



Пока не включишь эту акустику – ничего особенного. Сделана без каких-то внешних украшательств и пижонских выкрутасов. Они точно увеличили бы цену, но вряд ли подняли бы ценность (хороший повод почувствовать разницу между этими понятиями). Здесь всё сделано только по делу, и сделано грамотно. 

Могу констатировать, с Motive II вполне реально добиться правильного "музыкального" тонального баланса, а это даётся не всякой двухполоске. Звучит очень комфортно и свободно, легко рисует музыкальные образы и передаёт пространство. И при этом звуковая подача остаётся достаточно мягкой, без колкости, ненужной остроты и "синтетики". 

На мой взгляд, Motive II может легко соперничать с более дорогим конкурентами. Так что когда меня будут спрашивать, что бы такого выбрать во вменяемой цене и с хорошим комфортным звучанием, в списке моих личных вариантов, пожалуй, теперь будет и E.O.S. Motive II. Но предупреждаю, будете иметь с ней дело – не торопитесь делать выводы. Дайте акустике "размяться", она может намного больше, чем кажется поначалу. 
Рассказать друзьям: