Лет 10-15 назад сравнивать D-класс с АВ-классом было не очень корректно, а сегодня он спокойно может дать фору традиционным усилителям. Если сделан грамотно, естественно. В этой связи я вспомнил, что ещё во время работы в журнале имел дело с E.O.S. AE-70.4, и на тот момент он действительно удивил своим звучанием. Усилитель продается компанией PIT и по сей день, и некоторые студии используют его с завидной периодичностью. Стало интересно, какие впечатления оставит D-класс в исполнении E.O.S. сейчас. Только на изучение в этот раз взял не четырёхканальник AE-70.4, а его двухканального "брата" AE-300.1. Да, это действительно двухканальник, хотя из индекса модели можно было бы сделать вывод, что это моноблок. Впрочем, его ничто не мешает использовать и в такой роли, подключив нагрузку мостом. Усилитель весьма универсален как по своему оснащению, так и по звучанию. До звучания ещё доберусь, а пока что немного о конструкции.
КОНСТРУКЦИЯ
Во-первых, он компактен. Уложить на лист формата А4 – по краям ещё и место останется. В отличие от большинства традиционных усилителей АВ-класса, корпус не имеет явно выраженных рёбер охлаждения.
Тем не менее, тепловой режим его работы почти что курортный, в чём я убедился ещё до начала теста. Ко мне в руки попал абсолютно новый экземпляр, поэтому перед измерениями и прослушиванием, как всегда, "погрел" его в течение нескольких часов работой на резистивную нагрузку. Всё это время AE-300.1 был лишь слегка тёплый. Это косвенно говорит о хорошем КПД, что потом подтвердилось и при измерениях. Об этом тоже чуть позже.
Все клеммы и терминалы подключения кабелей весьма приличного качества. Работать с такой техникой приятно, да и в целом это настраивает на серьёзный лад. Это вам не винтовые колодки из ближайшего магазина электротоваров.
2
Фильтровая часть относительно стандартна по своему составу – можно выбрать ФВЧ или ФНЧ. Правда, диапазоны регулировок для обоих шире, чем обычно – от 40 до 1,2 кГц. На случай, если усилителю предстоит работать в поканалке, фильтры можно и вовсе обойти.
3
Из дополнительного оснащения – плавный регулятор фазы. Штука полезная, если усилитель будет использоваться, например, в сабвуферном канале. Про бас-буст ничего говорить не буду, для нормальных систем баловство это. Хотя работает как положено.
В комплекте идёт проводной регулятор. Он активен только когда включен ФНЧ. Что, в общем-то, логично, ведь если он и нужен, то тоже только если усилителю отводится роль сабвуферного. Управляет общим уровнем сигнала (специально уточняю, потому как в некоторых усилителях регулятор управляет бас-бустом). Регулировка уровня, как потом показали измерения, порядка 11 дБ от минимального до максимального положения крутилки. Самое то что надо.
4
Открываю крышку. Блок питания занимает львиную долю внутреннего пространства – немногим больше половины. Остальная часть выполнена в два "этажа". Сходу этого, правда, не видно, но зоркий глаз наверняка заметит, что под этой платой есть ещё одна.
5
Зная обычную тщательность подбора элементов в усилителях E.O.S., обратил внимание и на это. Оказалось, что всё очень даже на уровне. Опера на входах – LME49720, плёночные конденсаторы Siemens (голубенькие которые) и Wima (красные), электролиты Rubycon и даже недешёвые Silmic II.
В общем, всё то же самое, что используется в нынешних версиях усилителей E.O.S. АВ-класса, которые сама компания позиционирует в модельном ряду выше. Никаких поблажек и скидок на более доступную стоимость усилителя, всё серьёзно.
ЗВУЧАНИЕ
Первое впечатление – E.O.S. AE-300.1 звучит совсем не похоже на то, что обычно понимают под "звучанием D-класса". Звучание ни разу не не грубое, музыка не "рассыпается" на отдельные звуки, а воспринимается цельно. В этой цене конкурентов ему вот так сходу даже и не припомню. Кстати, о цене. В официальном интернет-магазине eosmusic.ru указана 17 400 рублей (4-канальник АЕ-70.4, кстати, стоит тоже меньше 20 тысяч), но в разных магазинных "докризисных запасниках" можно найти и дешевле.
Вообще, характер AE-300.1 немного выбивается из стереотипов об усилителях E.O.S. Он не такой степенный как, например, Classic 50 или Classic 100. Не такой увесисто-нейтральный, как AE-130.4. И уж точно не такой тёплый и ламповый, как Mozart.
Его звучание можно охарактеризовать, скорее, как кристальное, с явно выраженной остротой атаки. При этом, что интересно, оно не такое уж сухое или холодное. На языке вертится слово "мониторный звук", и, наверное, это определение будет близко к действительности.
У усилителя достойная линейность. По крайней мере, на совсем злых и тяжёлых треках вроде Gojira – The Link он не смешивает всё в кашу даже на приличной громкости. На совсем маленькой громкости, правда, может немного упрощать звучание. Но, сразу же замечу, не делать его грубым, как большинство усилителей D-класса в этой цене, так что к этому есть смысл придраться лишь на относительно сложных тестовых треках (вроде симфонической музыки с обилием тихих звуков и богатым нюансами "эмбиенсом"). Как показали измерения, искажения на низких уровнях сигнала у AE-300.1 нетипично низкие.
Буквально пару характерных моментов о басовом регистре. Malia & Boris Blank – Magnetic Lies. Интересный трек, заставляющий блок питания усилителя выдавать всё, на что он способен. Глубокие накатывающие удары сменяются упругими, бьющими в грудь. Обычно чем сильнее заметна эта разница, тем лучше. Жёсткие удары AE-300.1 всё же немного смягчает, но контроль над динамиком не теряет, что очень хорошо.
На контрабасе, который в этом плане обычно бывает очень показателен, гудения не появляется. Лично мне по этой части нравятся альбомы Brian Broomberg – Wood или Wood II, там этот инструмент как раз записан первым планом и хорошо вытаскивает наружу все косяки на басе.
А вообще, что касается баса, то нужно помнить про мощность – она тут хоть и приличная, но не "стописят тыщ киловатт". И если уж использовать AE-300.1 на саб, то в пару лучше подбирать модели, имеющие лёгкую подвижную систему. На ум приходят младшие модели Hertz или что-то в этом роде. Или, опять же, дождаться новых сабвуферов E.O.S. Opus, которые должны вот-вот появиться в продаже по довольно приятной цене. По крайней мере, предсерийные образцы этих сабов показали себя интересно.
ИЗМЕРЕНИЯ
Для начала фильтры. Хоть они и не во всякой системе будут нужны, проверить их работу обязан. Тем более, что скрывать тут нечего – совпадение с заявкой идеальное – точно от 40 Гц до 1,2 кГц.
При включении ФНЧ подключается и схема Bass Boost. В минимальном положении регулятора получается небольшой плавный подъём на АЧХ в низкочастотной области около 2 дБ. На деле его никто и никогда не заметит, но от измерительного комплекса его не скроешь. В максимальном положении регулятора всё как и обещано – плюс 12 дБ с центром около 40-42 Гц
Спектры гармонических и интермодуляционных искажений не совсем идеальные, кроме первых гармоник заметны гармоники и высших порядков. Но, во-первых, их становится видно просто на фоне достаточно низкого уровня шумов (они вообще где-то за отметкой -100дБВ), а во-вторых, их общий уровень совсем невелик, и это будет видно дальше, при измерениях зависимости КНИ от мощности.
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 120 Гц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц
А вот, собственно, и зависимость коэффициента нелинейных искажений от выходной мощности. Обратите внимание, на обычных уровнях сигнала искажения составляют всего какие-то сотые доли процента, и даже на малом сигнале (меньше 1 Вт) почти не выходят за отметку 0,1%. Для D-класса, да ещё и в относительно умеренной ценовой категории результат, считаю, просто выдающийся. В этой цене даже АВ-класс чаще всего выглядит пожиже.
Зависимость КГИ от выходной мощности
Ну и формальные цифры номинальной мощности:
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 81 Вт
-
Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 143 Вт
Кстати, попутно на измерениях обнаружился ещё один интересный факт. Обычно во время измерения мощности я слежу за токопотреблением испытуемого. И нередко бывает так, что амперметр лабораторного БП зашкаливает даже от относительно безобидных усилителей (а чтобы довести Audison Symbatt 100 до отсечки, ещё постараться надо). А вот E.O.S. AE-300.1 в этом плане оказался очень непрожорлив. Это значит, что с КПД у него всё в порядке, что очень радует. Об этом обычно не говорят, но частенько бюджетный D-класс по части эффективности не всегда такой распрекрасный, как обещает теория.
ВЫВОДЫ
Универсальный, компактный, удобный в установке двухканальник. Отличный вариант в процессорную поканалку, поскольку имеет возможность полного обхода фильтров (если что, у него есть 4-канальный "брат" E.O.S. AE 70.4).
А самое главное, по звучанию AE-300.1 даст фору очень многим усилителям в своей цене. Да и с усилителями подороже поспорит, причём независимо от класса – АВ или D. Так что скептикам, оценивающим D-класс только по китайским поделкам, очередной повод к размышлению.