22.07.2016
ЭВОЛЮЦИЯ SQ
Рано или поздно у многих появляется желание что-то поменять в своей аудиосистеме. Правда, причины могут быть разными. Кто-то просто подкапливает денег, понимая, что пора переходить на класс выше, а кто-то продолжает плясать на тех же граблях. Но даже бегло просматривая доски объявлений, можно заметить, что б/у усилителей E.O.S. встречается не так много. Зная многих владельцев этой техники, могу утверждать – причина в том, что они достаточно удачны, чтобы приживаться в системах надолго.

КТО ТАКОВ?

На самом деле E.O.S. AE-130.4 ведёт свою родословную от хорошо известных моделей E.O.S. AE-980F или ещё более ранней E.O.S. AE-100F. Как и все усилители E.O.S., эти модели разработаны не безымянными радиолюбителями в юго-восточной части Азии, а нашим человеком – Вячеславом Леонидовичем Резниковым. А посему, небольшой экскурс в историю не помешает. 

2.jpg


Появившись в 2007 году, E.O.S. AE-100F стал отличным образцом доступного High End. Он стоил вполне разумных для своего класса денег, но при этом легко обыгрывал усилители, в два-три раза (а то и больше) дороже его. Да и в соревновательных SQ-системах он показывал себя далеко не слабым звеном. 

Думаю, ни для кого не секрет, что гораздо позже, в 2012 году, одна из первых рабочих версий AE-100F «чудесным образом» обрела корпус медного цвета, логотип одного немецкого бренда (угадайте, какого), имя Reference 4 и заоблачный ценник. И да, выпускался он всё на той же фабрике, что и E.O.S. 

Собственно, к чему вся эта история. В прошлом году появилось новое поколение тех самых усилителей Reference. Так что факт снова остаётся бесспорным – новый E.O.S. AE-130.4 и новые усилители GZ Reference – по-прежнему прямые конкуренты, E.O.S. AE-130.4 всё так же разрабатывался Вячеславом Леонидовичем в московской лаборатории компании PIT (за немцев, правда, уже не скажу), и место сборки у обоих тоже не изменилось. Правда, в ценниках снова адова разница. 

КОНСТРУКЦИЯ

Внешний вид усилителя традиционен для E.O.S. – массивный корпус из качественного фрезерованного профиля. Вес – больше 7 кг. 

3.jpg


О качестве терминалов подключения кабелей и регуляторов говорить ничего не буду – оно великолепно. 

4.jpg


Построен усилитель по классической схеме Dual Stereo – пары каналов разведены по корпусу абсолютно симметрично. Более того, каждая пара работает от своего блока питания. Фактически, это два двухканальных усилителя в одном корпусе и с одним терминалом подключения питающих кабелей. 

Пары каналов реализованы одинаково за исключением фильтров. В паре каналов Front – только ФВЧ, в паре Rear – ФНЧ или ФВЧ. Традиционно для E.O.S., их можно полностью обойти нажатием кнопки, сделав усилитель чистым оконечником или, как говорят буржуи, pure amplifier. 

5.jpg


6.jpg


Часто начинка усилителей даёт поводы для придирок, но в данном случае это повод получить эстетическое удовольствие от грамотной инженерии и хороших компонентов. Блоки питания скомпонованы в центре, две пары каналов – симметрично по обе стороны от них: 

7.jpg


Терминалы питания для двух половинок общие, но сразу же от них идёт разделение:

8.jpg


Тороидальные трансформаторы преобразователя сами по себе достаточно крупные и, насколько мне известно, в них используются очень неплохие ферриты. Мощностной запас блока питания весьма приличен. Кстати, заявлена возможность мостового включения каналов на нагрузку 2 Ом. Это тоже в какой-то степени говорит о недюжинном энергетическом запасе блока питания. 

9.jpg


В цепях питания набегают весьма приличные суммарные ёмкости конденсаторов. Не стоит забывать, что считать нужно не только конденсаторы около самого блока питания, здесь питание "подпёрто" ещё и буферными ёмкостями непосредственно около транзисторов каждого плеча: 

10.jpg


Часть схемы вынесена на субплаты: 

11.jpg


Входы с фильтрами. Тут тоже не самые простые компоненты: 

12.jpg


13.jpg


Открутил прижимные планки выходных транзисторов. Вместо Sanken, которые используются во многих моделях E.O.S., здесь стоят оригинальные мощные биполяры от On Semiconductor, которые в своё время разрабатывались специально для звуковой High End техники и во всяком шлаке тоже не встречаются: 

14.jpg


В общем, усилитель по начинке явно не уступает ни предыдущим моделям, ни своим ближайшим конкурентам – семейству GZ Reference. Разве что корпус тут не медного цвета, нет встроенных светодиодов и "экранирующих чашек" на трансформаторах блока питания (которые для тороидальных трансформаторов на самом деле не особо-то и нужны, если физику в школе учили). Впрочем, всё это не самое главное. Главное – как это всё будет работать. Поэтому перехожу к измерениям, а потом и к прослушиванию. 

ИЗМЕРЕНИЯ


Понимаю, что в наше время этот усилитель с большой вероятностью будет использоваться в процессорных системах, и фильтры скорее всего будут отключены, но проверить их работу просто обязан: 

14.gif
АЧХ фильтров каналов Front


15.gif
АЧХ фильтров каналов Rear


Традиционно смотрю спектр на выходе при подаче на вход двухчастотного сигнала. Паразитных гармоник мало, дело ограничивается третьей-четвёртой, да и то они заметны только на достаточно высоких сочетаниях частот. В частотной области, где лежат основные тона большинства музыкальных инструментов, интермодуляционные искажения малы вообще почти до неразличимости. 

16.gif
Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц и 200 Гц


17.gif
Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц и 1 кГц


18.gif
Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 500 Гц и 5 кГц


19.gif
Спектрограмма выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц и 6 кГц


Кстати, обратите внимание на уровень фонового шума – минус 100 дБВ и ниже. Шипения от этого усилителя не дождётесь. А если оно в системе и появится, то причиной будет уж точно не усилитель. 

Искажения крайне малы – КГИ на уровне тысячных долей процента практически при любой выходной мощности – от нежнейших десятых долей Ватта до сотен Ватт. При этом ему абсолютно без разницы, работать на 4 Ом, на 2 Ом или в мост, усилитель не напрягаясь переваривает любую нагрузку и выдаёт чистый сигнал. 

20.gif
Величина коэффициента гармонических искажений в зависимости от выходной мощности


  • Зелёная кривая - на нагрузку 4 Ом
  • Синяя кривая - на нагрузку 4 Ом
  • Красная кривая - на нагрузку 4 Ом


Мощностной запас, кстати, весьма неплох для аудиофильской модели – больше 400 Вт чистейшей мощности в мост, да ещё и с искажениями меньше сотой доли процента – это вам уже не шутки. 

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 127 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 228 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом, мост (THD=1%) – 416 Вт


ПОДГОТОВКА К ПРОСЛУШИВАНИЮ


Прослушивание усилителей подобного уровня всегда логично проводить в сравнении, тем более что к этому моменту у меня на тесте были сразу несколько неплохих моделей, и их быстрая смена позволила чётко услышать разницу и зафиксировать собственный характер каждого усилителя. 

Приступить к прослушиванию удалось не сразу. В первые минуты после включения ощущалась лёгкая «вуаль» в звуке. И хотя звук сразу показал свою породистость и принадлежность к «высшему обществу», это слегка напрягло. Но с прогревом усилителя эта особенность начала проходить, он начинал звучать легче и прозрачнее. 

Ничего удивительного в этом нет, полупроводникам тоже нужно время на стабилизацию параметров. Поэтому было решено не мучить усилитель, а оставить его на некоторое время на прогрев. После нескольких часов прогона на прогревочном диске «Burn-In» (который, кстати, идёт с каждым усилителем E.O.S.) усилитель зазвучал совсем иначе, чем в самом начале. 

1483.jpg


Состав тракта определился следующий: 
  • Источник – звуковая плата ESI Juli@, включенная через PCI-бокс с отдельным питанием
  • Межблочные кабели – The Chord Indigo Plus
  • Акустические кабели – hand made (медь, плетение)
  • Акустика – PSB Synchrony One B с hand-made подставками на граните


ЗВУЧАНИЕ

Общее впечатление 

Первое, что сразу можно сказать о E.O.S. AE-130.4 – он очень музыкален. Звук насыщенный, полновесный, не «сушится» и не «мылится». Сочетание, которое делает тестирование крайне сложным – усилитель «растворяется» в тракте, оставляя в звуке лишь особенности других компонентов. 

Сибилянты (кто не в курсе, это цыкающие-свистящие-шипящие звуки в голосах) обычно явно показывают характер любого усилителя на верхних частотах. E.O.S. не «холодит» и не «стеклянит» звук, а сами сибилянты не «летают» сами по себе отдельно от голоса. Очень показательно. Женский, мужской вокал, реальные музыкальные инструменты – всё звучит очень живо и тепло. Рояль шикарен. Найдите при случае трек Tsuyoshi Yamamoto – Star Dust, поймёте о чём я. На обычном тракте он звучит скучно и "пластмассово", но раскрывается на хорошей технике. 

Детальность
Мелкие детали не акцентируются, но никуда из звучания не деваются. Всё очень деликатно. Звуковая сцена рисуется в глубину достаточно хорошо – тоже один из показателей высокой детальности, поскольку ощущение пространства в основном создаётся послезвучиями и реверберацией помещения, которые могут не восприниматься нашим слухом явно (к слову, одна из причин, почему MP3 звучит «плоско», а не «трёхмерно»). 

Бас
Бас очень плотный и «мясной», в ударе бас-бочки есть не только сам «чпок», но и тяжёловесное наполнение, бьющее в грудь. Большие японские барабаны тайко – это вообще что-то фантастическое, лишь бы акустика позволяла это передать. Впрочем, усилитель хорошо контролирует ход динамиков. Даже немного странно получается – на деле имеем могучий бас, а диффузор едва движется, усилитель, как и полагается, крепко "держит" его. 

На Yello, кстати, бас очень показателен – на их последних альбомах он сильно акцентирован и часто «отслаивается» от всего остального именно по вине усилителя. С AE-130.4 такого ощущения не возникло. Да и глубина баса оказалась очень неожиданной. 

Контрабас передаётся очень плотно, чувствуется немалый вес этого инструмента. Вибрации жёстких деревянных стенок корпуса немного сглажены по своей структуре, но я не уверен, что виной тому именно усилитель. Больше было похоже на то, что просто полностью выбран басовый ресурс акустики. Тем более, что мои домашние PSB грешат своеобразной басовой подачей. В любом случае, инструмент ни разу не гудящий и не «резиновый». Скорее, эту "тяжесть" баса можно сравнить с наполненностью инструмента песком. 

Динамика
Главный конёк этого усилителя – бешеная макродинамика. Такое ощущение, что ни одна самая сложная запись с дикими «отстрелами» не способна заставить его зажаться. Динамический запас просто огромен. Усилитель легко потянет любые самые тяжелые и тугие мидбасы, ещё и запас останется. Да и на сабвуфер отработает «на ура». 

КОРОТКО

Тёплая и проникновенная подача спокойной «живой» музыки – джаза, блюза, инструментала. Редкое сочетание мягкости, теплоты и детальности. Цельное звучание без акцента на отдельных диапазонах и выпячивания нюансов. Массивное и плотное звучание НЧ-диапазона, способность легко «тянуть» самые тугие мидбасы. Каких-то жанровых ограничений E.O.S. AE-130.4 не имеет. Главное – он погружает в музыку, а не заставляет слушать звуки. 
Рассказать друзьям: